Система игротехник в работе с одаренными детьми в области математики
Ключевые слова образовательной практики:
Игротехника, игра, роль, одарённость, интеллектуальная деятельность, олимпиада, мотивация, развитие, образовательная среда, математический кружок.
В описании практики представлен опыт по развитию одарённых детей в области математики. Результаты практики обеспечивает системное применение игротехник на занятиях математического кружка, на интеллектуальных соревнованиях по математике, на школьных и выездных математических интенсивах.
В практике представлены занятия в математическом кружке, головоломки, настольные игры, математические игры, устные олимпиады, поездки на Всероссийские турниры, участие в летних математических школах, участие в олимпиадах высокого уровня, приобщение к наставничеству участников олимпиадного движения, судейство на олимпиадах.

Герасимова Ирина Николаевна,
учитель математики,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов»
Система игротехник в работе с одаренными детьми в области математики
Ключевые слова образовательной практики:
Игротехника, игра, роль, одарённость, интеллектуальная деятельность, олимпиада, мотивация, развитие, образовательная среда, математический кружок.
В описании практики представлен опыт по развитию одарённых детей в области математики. Результаты практики обеспечивает системное применение игротехник на занятиях математического кружка, на интеллектуальных соревнованиях по математике, на школьных и выездных математических интенсивах.
В практике представлены занятия в математическом кружке, головоломки, настольные игры, математические игры, устные олимпиады, поездки на Всероссийские турниры, участие в летних математических школах, участие в олимпиадах высокого уровня, приобщение к наставничеству участников олимпиадного движения, судейство на олимпиадах.
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика:
После выявления факта математической одарённости ребёнка ведущей проблемой в работе с одарёнными детьми является проблема мотивации ребёнка на развитие его актуальной и потенциальной способности. Познавательная потребность, интерес к изучению нового в предмете, требовательность к результатам своего труда требуют от педагога инициирования и поддержки на начальных этапах пока станут неотъемлемой частью жизни одаренного ребёнка. Применение игротехник решает эту проблему: ребёнок развивается в игре, и игра способствует формированию стойкой мотивации ребёнка к продвижению.
Цель:
Cоздание образовательного пространства для развития актуальной и потенциальной детской одаренности в области математики посредством игротехник.
Ключевые задачи:
- осуществлять подбор игротехник, внедрение которых в процесс работы с одаренными детьми, позволит поддерживать и развивать у них мотив к решению сложных математических задач;
- примененять в системе игротехники с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- обеспечивать сотрудничество и принятие ролей детьми при организации и проведении интеллектуальных соревнований (олимпиад, турниров, чемпионатов);
- организовывать школьные и выездные математические погружения;
- осуществлять мониторинг результативности применения игротехник.
- разрабатывать стратегии развития математической одарённости.
Основная идея:
Cоздание уникального образовательного пространства на пересечении сред олимпиадной математики, настольных игр, ролевых игр.
Принципы в основе практики:
- принцип системности;
- принцип возрастосообразности;
- принцип индивидуальности и поступательного развития (ребёнок развивается согласно своим способностям в развивающейся среде).
Средства реализации практики:
Любое занятие в математическом кружке проводится мной по алгоритму, включающему в себя этапы с применением соответствующих игротехник.
Головоломки. В начале занятия в течение 10-15 минут проводится разминка - решение головоломок. Головоломки выполняют важную роль в мотивации к решению задач. Сочетанность мыслительной деятельности и мелкой моторики способствует развитию нейронных связей головного мозга, а уровни сложности головоломок продвижению в этом развитии. На занятиях использую головоломки, которые имеют 7 уровней сложности. Задача ученика в течении 10-15 минут пройти все уровни. Вначале это не удаётся, но к концу второго года занятий в кружке - получается у всех. За счёт достаточного количества и разнообразия головоломок интерес к данному виду деятельности не теряется. На настоящий момент их 70.
Олимпиадные задачи. По аналогии с головоломками от простого к сложному организую работу по решению олимпиадных задач, на начальном этапе олимпиадные задачи стараюсь подбирать с иллюстрациями – использую наглядность как мотив-подсказку к решению.
Настольные игры. Третью часть занятия посвящаю настольным играм. Участники ребята осваивают правила, учатся работать в команде, вырабатывают лучшую стратегию, перенимают стратегию у противника. учатся не только выигрывать, но и проигрывать. Ведь очень часто бывает - первые неудачи на олимпиадах снижают интерес к предмету. А через настольные игры ребята учатся спокойно относится к проигрышам – «не победил сегодня - смогу это сделать завтра». Обязательным условием является разбор ошибок после игры, что является пропедевтикой анализа своих ошибок на олимпиадах. На данный момент в арсенале кружка более 50-ти игр на развитие логического мышления. Бывает так, что дети в начале увлекаются только играми, ходят на занятия “поиграть”, но спустя 2-3 месяца начинают чувствовать вкус олимпиадных задач, понимают, что это тоже интересно и увлекательно.
Математические игры. Отдельное внимание уделяю математическим играм, где ребята решают задачи в команде. Математические игры мотивируют ребят готовиться к ним, вырабатывать стратегию, изучать темы, которые встречаются в задачах на играх. Здесь просматривается прямой аналог настольных игр, только на более высоком уровне. Вовлекаю кружковцев в игры поэтапно. На начальном этапе внутри кружка, затем на уровне муниципалитета и в завершении каждому кружковцу доступно участие в играх Всероссийского уровня.
Математические бои. Математический бой - соревнование двух команд в решении математических задач. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения этих задач ни с кем, кроме членов жюри. По истечении отведенного времени начинается собственно бой, когда команды рассказывают друг другу решения задач в соответствии с данными правилами. Если одна из команд рассказывает решение, то другая выступает в качестве оппонента, то есть, ищет в нем ошибки (недочеты). Выступления оппонента и докладчика оцениваются жюри в баллах. Если команды, обсудив предложенное решение, все-таки не решили задачу до конца или не обнаружили допущенные ошибки, то часть баллов (или даже все) может забрать себе жюри боя. Победителем боя объявляется команда, которая в итоге наберет большее количество баллов. Если по окончании боя результаты команд отличаются не более чем на три балла, то принято считать, что бой закончился вничью. Если по каким-то причинам бой не может закончиться вничью, то жюри объявляет это командам до боя и оглашает процедуру определения победителя. Дети, прошедшие через турниры математических боёв, понимают, как нужно обосновывать решение, умеют задавать вопросы по существу, умеют оппонировать и апеллировать.
Устные олимпиады. На занятиях в кружке олимпиадные задачи принимают устно. То есть олимпиадная часть занятия проходит следующим образом - рассматривается некоторая часть теории, затем выдаются листочки с 6-7-10 задачами в зависимости от уровня сложности, затем дети решают и устно сдают преподавателю свои решения. Задача преподавателя при этом с помощью наводящих вопросов добиться глубины понимания темы. Есть дети, которые за занятие решают 2-3 задачи всего. В этом случае - предлагаем порешать ещё дома и сдать эти задачи на следующем занятии. Затем происходит разбор преподавателем всего листочка с акцентом на допущенные ребятами ошибки.
В младших классах целесообразно проводить устные олимпиады. Дети ещё плохо владеют письменной речью, поэтому важно выслушивать их устно.
Всероссийские выездные соревнования. Всероссийские математические турниры, пожалуй, самый сильный мотив для решения задач. В процессе подготовки к участию кружковцы прорешивают задачи турниров прошлых лет, обучаются технике турниров, вырабатывают стратегию. На выезде они знакомятся с ребятами из других городов, приобретают новых друзей, что немаловажно в подростковом возрасте.
После выездных соревнований многие ребята встречают своих новых знакомых в летних математических школах. Летние математические школы Всероссийского уровня собирают продвинутых ребят со всей России. Там работают лучшие преподаватели со всей России, в том числе члены предметных комиссий, разрабатывающие задачи для Всероссийских олимпиад. В этих школах ребята могут сравнить свой уровень с уровнем ребят из ведущих школ страны, излечиться от “звёздной болезни”. За 21 день пребывания в лагере они проходят полугодовой курс занятий в кружках, знакомятся с новыми для них олимпиадными темами. При этом вожатыми у них выступают бывшие олимпиадники, призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Школьный математический лагерь. Лагерь представляет собой аналог летней математической школы только на школьном уровне. Вожатыми и частично преподавателями в лагере являются старшие ребята из кружка, которые представляют пример идеального взрослого для младших. Начиная с 8 класса «взрослые», кружковцы начинают работать с младшими товарищами выступая в роли наставников. Они обучают их настольным играм, принимая на себя роль игротехников, на устных олимпиадах – роль судей. Многие из них так и остаются в олимпиадном движении – закончив ВУЗ, возвращаются в школу в качестве преподавателей дополнительного образования. Ведут кружки, обучают и воспитывают молодое поколение.